Статья
7 минут чтения
0
Поделиться:

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ?

fp1.jpg

Интересно, но при общении с компаниями (и не только из мебельной отрасли, а из различных областей) порой удивляешься, насколько возникающие в них проблемы в области финансов часты и схожи. Очень многих заботит, почему прибыль на бумаге есть, а с оплатами проблемы; не опасно ли взять кредит, как посчитать, смогу ли его вернуть; что делать с возросшими запасами и т.д. Более того, в небольших компаниях ситуация еще интереснее – у собственников / менеджеров иногда есть только смутное ощущение, что дела идут не так хорошо, как хотелось бы, но в чем причина, они не знают и поставить задачу не могут.

К счастью, решения таких проблем, как правило, универсальны, стандартны, а зачастую и просты. Вспоминается случай, когда крупная питерская компания никак не могла управиться с высокими складскими запасами скоропортящейся готовой продукции. Рекомендация после тщательного обследования гласила – «производите сегодня то и столько, сколько продали вчера». Просто, но… сработало! 

Что же делать при возникновении подобных проблем?

Для выявления полной картины – что происходит в компании, где ее слабые места, что требует срочного выправления – и поможет проведение финансового анализа компании. Это своего рода «финансовый чекап», причем выявляющий не только то, на что «пациент» уже жалуется, но и потенциальные проблемы в будущем.

Таким образом, проведение анализа финансового состояния и составление финансового профиля компании поможет ответить на такие вопросы как:

  • Насколько рентабелен бизнес компании и эффективность использования вложенных средств? Имеет смысл его продолжать или, может, лучше переключиться на что-то другое?
  • Насколько существенен риск остаться без денег (ликвидности)?
  • Насколько компания эффективно управляет оборотным капиталом?
  • Можно ли без увеличения финансовых рисков увеличить темпы роста компании? Или, наоборот, надо срочно заняться уменьшением кредитного бремени?
  • Есть ли возможность выплачивать дивиденды? Какие по размеру?
  • Оптимальна ли структура капитала компании?
  • Сколько вообще стоит на сейчас бизнес? За какие новые проекты стоит браться, а какие только уменьшат стоимость компании?
  • Риски и слабые места нарастают со временем или финансовая ситуация улучшается?


Итак, что это такое?

  • Финансовый профиль представляет собой набор стандартных финансовых аналитических показателей, сгруппированных по разделам для получения общей картины «финансового здоровья» компании.
  • Для удобства анализа, возможности сравнения разных разделов/показателей, визуализации показатели нормализованы от 0 до 1, где 0 – это опасно низкий показатель ниже нижнего предела нормы, а 1 – выше верхнего предела нормы.
  • После построения профиля компания имеет возможность либо обратить внимание на разделы/показатели с низким рейтингом, либо проанализировать динамику изменения разделов/показателей.


Что позволяет увидеть?

  • Выявить диспропорции в структуре:
    - активов и пассивов;
    - доходов и расходов;
    - притоков и оттоков денежных средств.
  • Выработать меры по устранению перекосов.
  • Как результат, переход к «эталонному» балансу/состоянию, который означает:
    - более высокую эффективность ведения бизнеса;
    - большую устойчивость и меньше рисков для бизнеса;
    - большую эффективность инвестиций в развитие компании.
  • Возможные дальнейшие шаги:
    - выделение наиболее важных показателей для использования в системе управленческого учета компании;
    - формирование сценариев реструктуризации компании с учетом стратегических целей.


Как делается?

  • Для построения профиля достаточно трех базовых финансовых отчетов (ОПУ, ОДДС, Баланс) и некоторых дополнительных показателей.
  • В начале рассчитываются стандартные финансовые показатели.
  • Далее показатели группируются в следующие разделы, составляющие финансовый профиль компании:
      - структура капитала;
      - кредитоспособность;
      - ликвидность;
      - операционная эффективность;
      - рентабельность бизнеса;
      - фин.устойчивость;
      - рост бизнеса;
      - стоимость бизнеса;
      - рыночные показатели.
  • Профиль сопровождается составлением отчета с анализом по разделам и предоставлением рекомендаций.
  • Отчет обсуждается с менеджерами/собственниками.
  • При проведении интервью с менеджерами/собственниками возможна быстрая, гибкая настройка профиля на показатели, более важные (через изменение весов) либо более релевантные (через включение/выключения показателей из профиля) для данной компании.
  • Надежность расчета эквивалентна надежности предоставленных данных. Возможно использование информации только из открытых источников.
  • Возможно обучение для самостоятельного использования финансового профиля для интеграции в систему управленческого учета.




В итоге, составление финансового профиля – это не панацея от всех бед, но первый необходимый шаг постановки диагноза финансового состояния компании, дающий массу объективной информации – что делать дальше для улучшения ситуации. Как говорится, «что измеряем, тем и управляем».



soldatov_round.png
Андрей Солдатов, специалист по управлению финансами и улучшению процессов, практик по постановке управленческого учета, финансовых инструментов бюджетирования и прогнозирования, повышения эффективности инвестиций. Если у вас есть вопросы по услуге, записывайтесь на бесплатную рабочую встречу с Андреем Солдатовым: вы расскажете о своей компании и о проблемах и получите ответы на вопросы. Встреча проходит по Skype в формате видеосвязи.
Смотрите также
Подпишитесь на рассылку специализированных статей для мебельщиков: прогнозы рынка, инструменты продаж, анонсы полезных вебинаров

Получите подарок за подписку – книгу «145 советов мебельщику», сборник рекомендаций из нашей практики в продажах, маркетинге, управлении персоналом и других областей.

Книга будет выслана автоматическим письмом на ваш e-mail.