Интересно, но при общении с компаниями (и не только из мебельной отрасли, а из различных областей) порой удивляешься, насколько возникающие в них проблемы в области финансов часты и схожи. Очень многих заботит, почему прибыль на бумаге есть, а с оплатами проблемы; не опасно ли взять кредит, как посчитать, смогу ли его вернуть; что делать с возросшими запасами и т.д. Более того, в небольших компаниях ситуация еще интереснее – у собственников / менеджеров иногда есть только смутное ощущение, что дела идут не так хорошо, как хотелось бы, но в чем причина, они не знают и поставить задачу не могут.
К счастью, решения таких проблем, как правило, универсальны, стандартны, а зачастую и просты. Вспоминается случай, когда крупная питерская компания никак не могла управиться с высокими складскими запасами скоропортящейся готовой продукции. Рекомендация после тщательного обследования гласила – «производите сегодня то и столько, сколько продали вчера». Просто, но… сработало!
Что же делать при возникновении подобных проблем?
Для выявления полной картины – что происходит в компании, где ее слабые места, что требует срочного выправления – и поможет проведение финансового анализа компании. Это своего рода «финансовый чекап», причем выявляющий не только то, на что «пациент» уже жалуется, но и потенциальные проблемы в будущем.
Таким образом, проведение анализа финансового состояния и составление финансового профиля компании поможет ответить на такие вопросы как:
- Насколько рентабелен бизнес компании и эффективность использования вложенных средств? Имеет смысл его продолжать или, может, лучше переключиться на что-то другое?
- Насколько существенен риск остаться без денег (ликвидности)?
- Насколько компания эффективно управляет оборотным капиталом?
- Можно ли без увеличения финансовых рисков увеличить темпы роста компании? Или, наоборот, надо срочно заняться уменьшением кредитного бремени?
- Есть ли возможность выплачивать дивиденды? Какие по размеру?
- Оптимальна ли структура капитала компании?
- Сколько вообще стоит на сейчас бизнес? За какие новые проекты стоит браться, а какие только уменьшат стоимость компании?
- Риски и слабые места нарастают со временем или финансовая ситуация улучшается?
Итак, что это такое?
- Финансовый профиль представляет собой набор стандартных финансовых аналитических показателей, сгруппированных по разделам для получения общей картины «финансового здоровья» компании.
- Для удобства анализа, возможности сравнения разных разделов/показателей, визуализации показатели нормализованы от 0 до 1, где 0 – это опасно низкий показатель ниже нижнего предела нормы, а 1 – выше верхнего предела нормы.
- После построения профиля компания имеет возможность либо обратить внимание на разделы/показатели с низким рейтингом, либо проанализировать динамику изменения разделов/показателей.
Что позволяет увидеть?
- Выявить диспропорции в структуре:
- активов и пассивов;
- доходов и расходов;
- притоков и оттоков денежных средств.
-
Выработать меры по устранению перекосов.
- Как результат, переход к «эталонному» балансу/состоянию, который означает:
- более высокую эффективность ведения бизнеса;
- большую устойчивость и меньше рисков для бизнеса;
- большую эффективность инвестиций в развитие компании.
- Возможные дальнейшие шаги:
- выделение наиболее важных показателей для использования в системе управленческого учета компании;
- формирование сценариев реструктуризации компании с учетом стратегических целей.
Как делается?
- Для построения профиля достаточно трех базовых финансовых отчетов (ОПУ, ОДДС, Баланс) и некоторых дополнительных показателей.
- В начале рассчитываются стандартные финансовые показатели.
- Далее показатели группируются в следующие разделы, составляющие финансовый профиль компании:
- структура капитала;
- кредитоспособность;
- ликвидность;
- операционная эффективность;
- рентабельность бизнеса;
- фин.устойчивость;
- рост бизнеса;
- стоимость бизнеса;
- рыночные показатели.
- Профиль сопровождается составлением отчета с анализом по разделам и предоставлением рекомендаций.
- Отчет обсуждается с менеджерами/собственниками.
- При проведении интервью с менеджерами/собственниками возможна быстрая, гибкая настройка профиля на показатели, более важные (через изменение весов) либо более релевантные (через включение/выключения показателей из профиля) для данной компании.
- Надежность расчета эквивалентна надежности предоставленных данных. Возможно использование информации только из открытых источников.
- Возможно обучение для самостоятельного использования финансового профиля для интеграции в систему управленческого учета.
В итоге, составление финансового профиля – это не панацея от всех бед, но первый необходимый шаг постановки диагноза финансового состояния компании, дающий массу объективной информации – что делать дальше для улучшения ситуации. Как говорится, «что измеряем, тем и управляем».
Андрей Солдатов, специалист по управлению финансами и улучшению процессов, практик по постановке управленческого учета, финансовых инструментов бюджетирования и прогнозирования, повышения эффективности инвестиций.
Если у вас есть вопросы по услуге, записывайтесь на бесплатную рабочую встречу с Андреем Солдатовым: вы расскажете о своей компании и о проблемах и получите ответы на вопросы. Встреча проходит по Skype в формате видеосвязи.