РЫНОК ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ В РОССИИ

На сегодняшний день рынок детской мебели в России развит достаточно хорошо: в сегменте работают более 200 компаний, появились узнаваемые бренды, постоянно увеличивается доля мелких мастерских, которые делают мебель для детей под заказ. В статье проанализируем статистику спроса и особенности выбора товаров. Рассмотрим несколько топовых компаний, которые производят детские кровати, шкафы и столы.

Структура рынка детской мебели

Объем производства детской мебели составляет около 7% от общих объемов производства мебели в РФ. Конкуренции со стороны европейских компаний в связи с санкциями практически нет. Основным импортером остается Китай — в 2021 году его доля в импорте детской мебели достигала 37%. Сотрудничество с итальянскими, немецкими и польскими производителями подлежит глобальному пересмотру.

Спрос на детскую мебель зависит от нескольких факторов. Первый и самый главный — рождаемость, пик которой пришелся на 2014–2015 годы. С тех пор спрос на мебель для новорожденных медленно, но неуклонно падает, зато мебель для школьников и подростков покупают все больше. Давайте посмотрим, как меняется спрос в зависимости от региона, сезонности и половозрастных характеристик.

Регионы. Если посмотреть данные о популярности запроса «детская мебель» по регионам в Google Trends за последний год, лидируют Белгородская область, ХМАО, Тверская, Сахалинская и Кировская области. Яндекс отражает несколько другую ситуацию — здесь детскую мебель чаще ищут в Москве и области, Санкт-Петербурге и области, Воронеже, Екатеринбурге.

Карта показов по запросу «детская мебель»

Сезонность. В продажах детской мебели остается небольшая сезонность. Спрос начинает расти в июле, достигает пиковых значений в августе и постепенно снижается до среднегодовых значений в сентябре — это объясняется подготовкой к школе. Однако у некоторых компаний кривая продаж может быть более сглаженной за счет равномерного выстраивания ассортимента, рассчитанного на разные возрастные категории.

Статистика запросов в Яндекс Вордстат за 2020–2022 гг.

Пол и возраст ребенка. Мебель для девочек ищут чаще, чем мебель для мальчиков. Вероятно, это объясняется тем, что в интерьер комнаты для девочки подбирают цветную мебель — розовую, сиреневую, белую с рисунком, тогда как к «мужскому» оформлению относят любой дизайн без особых изысков и нейтральные оттенки.

Традиционно родители покупают детскую мебель трижды: при рождении ребенка, достижении им 3 лет и 10–13 лет. Важно отметить, что у мебели для новорожденных практически нет сезонности. Ее покупают стабильно на протяжении всего года, причем за последние пять лет наблюдается плавный нисходящий тренд из-за снижения рождаемости. Интересная ситуация складывается в нише мебели для дошкольников. Детям 3–6 лет покупают мебель не летом — это время семьи с маленькими детьми проводят на даче, а в период с ноября по март.

Как менялся спрос на мебель для дошкольника с марта 2020 г. по март 2022 г.

Ассортимент и особенности мерчандайзинга

Вид мебели. Клиенты предпочитают покупать в детскую модульную мебель, которая позволяет добавлять нужные предметы по мере взросления ребенка. При рождении малыша родители приобретают кроватку с высокими бортами и комод, к трем годам в комнате появляются стеллажи и увеличенное спальное место — кровать, софа или диван. Ближе к школе ребенку требуется полноценный шкаф для хранения одежды и рабочая зона с письменным столом и полками. Индивидуализировать интерьер помогают аэрографические изображения на фасадах, яркие сундучки, оригинальные мягкие элементы, например пуфы в виде животных.

Детские коллекции есть практически у всех мебельных фабрик, которые делают «корпус», в частности, у компаний «ТриЯ», «Дятьково», «Боровичи». Все больше производителей сосредотачиваются именно на мебели для детей, например:

  • «Клюква». Работает с 2015 года. Дизайнеры «Клюквы» создают полноценные, стилистически законченные коллекции для детей и подростков. 

  • «Прагматика». Предлагает как готовые интерьеры, так и модульные конструкции, которые можно комбинировать на свое усмотрение.

  •  «38 попугаев». Выпускает весь ассортимент детской мебели. Главная «фишка» — растущие столы и стулья.

Производители могут работать не только в B2C, но и в B2B-сегменте — продавать свою продукцию частным и государственным детским садам, развивающим центрам, школам. В этой нише фокусируются на реализации парт, скамеек, шкафчиков для одежды, стеллажей для учебных пособий, игровой мебели.

ПТК «Кнопка» — известный производитель игровой и учебной мебели для детских учреждений

Мерчандайзинг. Интерьерные экспозиции с детской мебелью, по словам мебельщиков, обеспечивают максимальные продажи. За покупкой родители обычно приходят вместе с детьми, которые мгновенно выбирают интересное стилистическое решение: комнату принцессы или феи, железного человека или космонавта. Ребенок погружается в соответствующую атмосферу и быстро начинает ощущать готовый интерьер «своим». Заодно получается успешно реализовать сопутствующие товары: постельное белье с принтом в виде любимых героев, мягкие игрушки, модели машинок, а к ним — контейнеры для хранения игрушек.

Интерьерная экспозиция детской мебели

Если вы хотите максимально эффективно использовать пространство торгового зала, проведите аудит экспозиции. Это можно сделать удаленно и бесплатно. Подготовьте план мебельного магазина, сфотографируйте ключевые зоны или снимите видеоролик. Запишитесь на рабочую встречу с экспертом компании «МИР» по мерчандайзингу, Еленой Бардиной, и получите экспресс-анализ экспозиции.
0 комментариев