СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Риск отстать от конкурентов или потерять стабильный доход кратно возрастает, если у фабрики отсутствует стратегия мебельного производства. Собственнику или руководителю важно понимать, куда «идет» компания, какой она будет через несколько лет и что нужно делать, чтобы достигнуть целей. В статье расскажем, на какие данные опираться, чтобы разработать наиболее эффективную стратегию.

Шаг 1. Анализ макросреды

На стратегию развития мебельной компании огромное влияние оказывают природные, демографические, политические, экономические и многие другие внешние факторы. От них зависит, как именно компания будет получать доходы и какие направления будут наиболее прибыльными в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Что обязательно нужно отслеживать:

  • Политическую ситуацию в мире. В последние годы она становится все менее устойчивой, а ведь от нее зависит приток инвестиций из зарубежных стран и открытие рынков для российской мебели.

  • Изменения в законодательстве, которые могут повлиять на мебельное производство. Например в 2022 году правительство из-за санкций ввело дополнительные меры поддержки для предприятий: мораторий на плановые проверки ИП и предприятия МСП, компенсация бизнесу за использование СБП, льготное кредитование. Отслеживать новые правовые акты можно на официальном портале правовой информации pravo.gov.ru и сайтах местных администраций.

  • Сделки крупных мебельных компаний, а также слияния, реорганизации и поглощения ведущих игроков мебельного рынка. В настоящее время сильнейшее влияние на ситуацию оказывает уход группы компаний IKEA, которая занимала до 20% российского рынка мебели. Эту нишу смогут занять российские мебельщики.

  • Динамика строительства. Чем больше объем продаж новых квартир, тем выше продажи мебели. В 2021 году в эксплуатацию было введено 92,6 млн кв.м. жилья — это на 13% больше, чем в 2020. В период с 2014 года по 2019 год средний объем ввода жилья составлял около 80 млн кв.м.

  • Динамика реальных доходов населения. Здесь ничего радужного в ближайшее время не предвидится. По данным исследования, еще год назад реальные доходы россиян упали до уровня 2009 года. В 2022 году эксперты прогнозируют падение реальных доходов еще на 8%.

Все это в комплексе приводит к выводу: обставлять квартиры мебелью людям нужно, но доходов у них мало, поэтому мебельным фабрикам стоит сосредоточиться на изготовлении мебели эконом класса, снижении издержек и повышении производительности труда. Взять деньги на расширение производства можно на льготных условиях — по ставке не более 8,5% годовых.

Шаг 2. Исследование конкурентов

Сейчас растет конкуренция не только на рынке продаж мебели, но и на рынке труда, и на рынке материальных ресурсов. Поэтому нужно отслеживать, как реализуют свои стратегии мебельные фабрики-конкуренты. Это поможет создать конкурентоспособный ассортимент, предоставить персоналу наилучшие условия, разработать оптимальную ценовую политику и оптимизировать продвижение.

Для анализа используйте:

  • Официальные данные Росстата. Вы увидите, сколько и какой мебели производится на рынке, на сколько процентов растет или падает отрасль из года в год, сколько продукции экспортируется и импортируется.

  • Информацию о других производителях мебели. Посмотрите, какие новые коллекции они вводят, как регулируют цены, какие ниши занимают, какие акции проводят.

Вот такие таблицы Росстат публикует каждый месяц — здесь можно найти данные о производстве мебели по округам и видам мебели

Шаг 3. Аудит фабрики, как способ определить стратегию мебельной компании

Аудит поможет узнать слабые и сильные стороны своего производства. По нашему опыту у каждой мебельной фабрики есть скрытые резервы, которые она никак не использует. В некоторых случаях речь идет о десятках миллионов. Если вы выявите «узкие» места, вы сможете включить в стратегию задачи по исправлению проблем.

Чаще всего мебельные фабрики теряют деньги из-за:

  • перепроизводства

  • запасов

  • дефектов

  • излишних перемещений

  • излишней транспортировки

  • ожидания

  • излишней обработки

  • недоиспользования персонала

Проведите полную оценку системы управления на предприятии. Бывает, что перепланирование постоянно приводит к неравномерной загрузке производства или штатное расписание не обеспечивает эффективной работы персонала.

Когда вы узнаете реальное состояние дел, сопоставьте данные с информацией о макросреде и конкурентах. Для комплексного исследования можно использовать таблицу SWOT-анализа:

Шаг 4. Выработка стратегии

По матрице Ансоффа существует четыре стратегии развития предприятия:

  1. Со старым товаром на старом рынке. В этом случае мебельной фабрике нужно работать над увеличением объема сбыта — например, сейчас она продает на 10 млн рублей в год, а планирует продавать на 15 млн рублей в год.

  2. Со старым товаром на новом рынке. Эта стратегия предполагает расширение географии сбыта. Допустим, у фабрики были дилеры только в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. А сейчас она закладывает в стратегию работу с дилерами в Южном и Приволжском округах: продумывает логистику, ищет контрагентов, изучает потребности покупателей в этих регионах.

  3. С новым товаром на старом рынке. Стратегия включает разработку новых коллекций и усовершенствование продукта. Например фабрика, которая производит обычную корпусную мебель, начинает делать «умную» мебель с функцией трансформации, встроенными зарядками, многочисленными регулировками.

  4. С новым товаром на новом рынке. Такой подход подразумевает диверсификацию производства, что на мебельном рынке встречается не так уж редко. Диверсификация бывает двух видов. Первый — фабрика использует те ресурсы, которые у нее есть, например помимо мебели на заказ начинает делать серийные модели. Второй — компания меняет ассортимент, например раньше делала кухни, а после оценки рынка решила перепрофилироваться в производителя детской мебели.

Подумайте, какая стратегия развития мебельной компании будет наиболее эффективной в вашем случае с учетом данных SWOT-анализа. Поставьте конкретные цели, например:

  • Увеличить объем производства мебели на 50% через три года

  • Расширить дилерскую сеть на 20% в ближайшие пару лет

  • Разработать новую коллекцию фасадов к весне следующего года

  • Открыть пять собственных магазинов в регионе к 31.12.2023

Пропишите задачи, которые нужно выполнить для достижения цели: увеличить производительность труда, найти новых дилеров, оптимизировать производство, договориться об увеличении поставок ЛДСП и МДФ. У каждого предприятия будут свои цели и задачи.

Если в стратегию вашей мебельной фабрики входит увеличение объемов производства и производительности труда, модернизация или диверсификация — запишитесь на консультацию к эксперту компании «МИР», аудитору Михаилу Калинину. Обсудите на первой бесплатной встрече особенности вашего бизнеса и узнайте наиболее вероятные «узкие» места компании. Возможно, вашей компании потребуется провести аудит, после чего вы сможете точнее определить направление развития, продумать тактику и выстроить операционную деятельность так, чтобы достичь целей в запланированный срок или раньше.
0 комментариев