Трансформация рынка поставок: что ждать в 2024 году?

900-1.jpg

Главы компаний-поставщиков ответили на этот вопрос на форуме Furniture Suppliers Fest, организованным FCP MEDIA.
Проблема надежности поставок материалов, комплектующих и оборудования для производства мебели продолжает оставаться суперактуальной. Еще одним подтверждением тому стал интерес посетителей выставки «Мебель 2023» к пленарной дискуссии форума Furniture Suppliers Fest, организованным FCP Media.

Дискуссия, в которой приняли участие главы компаний, специализирующихся на поставках мебельных компонентов, была посвящена теме эффективного снабжения в эпоху глобальных вызовов. Ведущие игроки рынка поставок говорили об уровне импортозависимости в мебельной отрасли, перспективах импортозамещения, развитии СТМ, возможностях кооперации и многоканальности в снабжении.

900-2.jpg


Несмотря на то, что европейские производители оборудования ушли с российского рынка или сократили свою активность, возможности для модернизации производства сохранились, отметил представитель компании «Интервесп» Максим Пименов. По его словам, нерешаемых задач на сегодня нет, и это касается не только поставок нового оборудования, но и оперативного гарантийного обслуживания имеющегося. В частности, неплохой альтернативой европейским станкам стали китайские и турецкие, продажи которых заметно выросли.

О ситуации на рынке плитных материалов подробно рассказал директор по развитию бизнеса компании «Кроношпан» Илья Овчинников, объяснивший, что производство полностью справляется с объемами выпуска, а напряженность с поставками плит возникает из-за сезонных колебаний спроса.

Коммерческий директор мебельной компании «МЦ-5» Александр Усольцев признал, что доля импортных комплектующих в мебели современного дизайна и высокого качества очень высока. В 2022 году и первой половине текущего года компания испытывала сложности с обеспечением бесперебойных поставок фурнитуры, из-за чего ее приходилось закупать напрямую у зарубежных партнеров, а это дополнительные логистические затраты, необходимость роста складских запасов, увеличение сроков, и в целом — снижение эффективности. На данный момент ситуация уже заметно выправляется.

B2B-платформы могут стать хорошим инструментом обеспечения надежности поставок, подчеркнул Денис Фатеркин, начальник отдела электронной коммерции «Фомлайн» (компания запустила маркетплейс мебельных комплектующих SOLOMA). Он напомнил, что и Ozon, и WB тоже начинали с малого, и выразил уверенность, что B2B-маркетплейсы для мебельной отрасли со временем вырастут до важного канала поставок комплектующих, особенно для малых предприятий.

Несмотря на то, что в сегменте мебельной фурнитуры импортозависимость чувствуется особенно сильно, в России есть и хорошие примеры импортозамещения. В частности, в компании «Валмакс» налажен полный цикл производства лицевой фурнитуры, от разработки дизайна до конечного продукта, имеется оборудование для всех технологий, и, что особенно важно, все сырье и материалы компания закупает в России. «Валмакс» готов к коллаборациям с российскими мебельными фабриками — в компании могут под заказ разработать уникальную фурнитуру, и это будет быстрее и дешевле, чем размещать подобные заказы за рубежом.


Яркое впечатление оставило выступление генерального директора компании «Фиера» Андрея Новоселова: это и интрига с поставками фурнитуры Blum, так полюбившейся мебельщикам, и видение развития рынка в целом, и обоснованный скепсис относительно импортозамещения сложной функциональной фурнитуры в России. «Фиера» делает ставку на европейские бренды, более того, в последний год ассортимент компании расширился за счет новых немецких и итальянских поставщиков. Что до Blum, то после нормализации международной обстановки «Фиера» и «Ноис», выкупившие российские активы австрийского производителя, станут его эксклюзивными представителями на территории РФ — соответствующее соглашение было подписано летом этого года.

Григорий Терехин, директор департамента мебельных комплектующих «ТБМ-Москва» поделился своим видением развития новых российских СТМ мебельной фурнитуры и отметил, что сегодня китайские продукты вполне могут составить конкуренцию европейским, и этот тренд продолжится: Китай уже вышел на первое место в мире по количеству научных разработок во многих ключевых технологических сферах, и многие китайские производители предлагают высококачественные комплектующие, соответствующие европейским стандартам. Актуальные задачи игроков российского рынка комплектующих он видит в расширении ассортимента, улучшении сервиса, поиске качественной альтернативы и обеспечении наличия товара на складе.

Страна происхождения вторична, главное — это интересные решения, подчеркнул топ-менеджер компании «Слоросс» Степан Хотулев. На сегодня в ассортименте «Слоросса» 20% китайских товаров и 80% — европейских, поскольку работать с китайскими поставщиками получается дороже в силу ряда причин. Во-первых, российский бизнес массово переориентировался на восток, в результате в Европе высвободились логистические мощности, и теперь срок доставки фуры из Европы составляет 10-15 дней, а контейнеры из Китая идут 45-60 дней и обходятся раза в два дороже. Во-вторых, на производство и доставку из Европы уходит примерно 45 дней, тогда как из Китая — 100-120 дней. С учетом дороговизны кредитов это становится важным фактором, так как напрямую влияет на стоимость товаров.

900-3.jpg

Как видим, позиции спикеров отличаются, но разнообразие мнений лишь помогает глубже понимать ситуацию на рынке и, учитывая все риски и возможности, находить лучшие решения. Главное, что выбранный поставщиками курс общий — с акцентом на ассортимент, качество и надежность поставок.

Верный курс поставщиков комплектующих подтверждает и статистика, озвученная президентом АМДПР и генеральным директором «Первой Мебельной фабрики» Александром Шестаковым в его приветственной речи участникам мероприятия: российские мебельщики в 2023 году вышли на рекордные показатели по итогам трех кварталов, оставив позади даже докризисный уровень 2019 года. Так, выпуск мебели за 9 месяцев в натуральном выражении увеличился на 27,3% и в стоимостном — на 19,1% до 307,7 млрд рублей. Объем производства ДСП вырос на 12%, выпуск ДВП и фанеры практически уже соответствует уровню 2022 года.




Источник: https://fcproject.ru/timeline-fsf2023-otchet-20231212/