От редакции

ИМПОРТ МЕБЕЛИ: СТАТИСТИКА

В 2021 году, когда антиковидные ограничения несколько ослабли, про импорт мебели статистика говорила так: показатели возвращаются к допандемийным цифрам. Начали восстанавливаться логистические цепочки, объем ввоза мебельной продукции вырос на треть, а доля импорта на рынке приблизилась к 50%. Однако санкции 2022 года опять привели к резкому падению поставок из-за рубежа. Как это скажется на отрасли в целом, в точных цифрах мы узнаем только через год. Однако уже сейчас можно сделать некоторые прогнозы.

Импорт на мебельном рынке в 2017–2022 году

Структура импорта претерпела серьезные изменения еще в 2014–2015 гг, после первых западных санкций и резкого роста курса доллара. Девальвация стала причиной снижения конкурентоспособности зарубежной продукции. Основными поставщиками в 2017 году были Беларусь и Китай. Первая лидировала по объему поставок, вторая — по цене мебели. Мебель из Италии в стоимостном выражении занимала третью позицию, в Россию поставлялась, в основном, продукция премиум-класса.

Структура импорта мебели в допандемийный период по данным Hooglink

С 2017 по 2021 год китайский сегмент вырос в два раза и достиг оборота в 550+ млн долларов. Основной фактор роста — низкая цена, которая оказалась почти на 50% ниже цены аналогичной российской мебели и в несколько раз ниже европейской. Белорусская мебель переместилась на второе место — с объемом продаж в 300+ млн долларов.

В 2022 году импорт в РФ, по словам экспертов Всемирного банка, упадет примерно на 35%. Российские аналитики прогнозируют сокращение объема всего импорта с 379 млрд долларов до 266 млрд долларов. Поставки сокращаются еженедельно на всех видах транспорта. Однако по данным агентства FourKites уровень импорта потребительских товаров, к которым относится и мебель, в последнее время стабилизировался. Восстановление поставок будет зависеть от изменения политической ситуации.

Как мебельщики справляются с ситуацией

Большинство предпринимателей считают, что на полное решение проблем с импортом материалов, комплектующих и готовой мебели понадобится не меньше 6 месяцев. Чтобы справиться с дефицитом, скачком курса и нарушением логистических цепочек, мебельные компании предпринимают следующие шаги:

  • Около четверти продавцов ищут новых поставщиков на внутренних рынках — это хорошая точка роста для российских производителей. Они могут занять огромную долю рынка, ранее принадлежавшую иностранным брендам, той же IKEA. Тем более, что многие отечественные фабрики выпускают продукцию мирового уровня — как по дизайну, так и по качеству. Вполне вероятно, что план Минпромторга, по которому доля российской мебели должна вырасти с 58% до 70% к 2024 году, реализуется гораздо раньше.

  • Многие мебельщики переориентируются на поставки из «дружественных» и нейтральных стран: налаживают сотрудничество с белорусскими, турецкими, китайскими фабриками. Причем больше 15% уделяют внимание именно Китаю. Интерес также вызывают производители из Малайзии, Индонезии, Индии.

Мебель из ЮВА предлагают все больше магазинов

  • В магазинах вместо ценников размещают qr-коды, которые ведут на сайт к конкретной модели. Закон допускает электронный формат ценника. Цена на сайте меняется автоматически в зависимости от текущего курса ЦБ. Это было особенно актуально в моменты резкого изменения курса валюты. Спрос был даже на пике, когда стоимость доллара достигала 120–130 рублей, из-за опасений клиентов в наступлении дефицита импортной мебели.

В мае 2022 года Минпромторг легализовал параллельный импорт для некоторых товаров, в том числе, для мебели. Теперь импортеры могут ввозить ее в Россию в обход официальных каналов.

Приказ с полным перечнем товаров для параллельного импорта можно найти на сайте Минпромторга

Однако эксперты считают, что это не изменит общее состояние импорта. Ввозить мебель из США и Европы окольными путями неудобно и невыгодно, рынок в данном направлении сейчас «на стопе» — все ждут, чем закончится спецоперация. В текущей ситуации намного более вероятен вариант с увеличением импорта из стран, которые не ввели санкции.

Обсудить актуальную ситуацию с импортом мебели вы можете в закрытом чате «ТОП-мебельщик в МИРе», где уже собрались 2300 руководителей и собственников мебельных компаний. Чтобы вступить в сообщество, заполните онлайн-форму.

Проведите глубокий аудит магазина, чтобы узнать, на какую сумму вы способны увеличить продажи уже в ближайший месяц, квартал и год, чтобы компенсировать урон от санкций. Наши эксперты проведут анализ торговой точки по технологии Traffic Meter и покажут, где вы теряете деньги. Вы получите подробный отчет на 10–12 страниц и четкий стратегический план по увеличению продаж. Запишитесь на первую встречу и обсудите самые горящие проблемы вашего бизнеса в текущих условиях.
0 комментариев