Андрей Солдатов, специалист по управлению финансами и улучшению процессов

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ФИНАНСОВЫЙ ПРОФИЛЬ КОМПАНИИ?

fp.jpg

Интересно, но в бытность свою финансистом в компании я не раз пытался взглянуть на финансовое состояние своей компании «сверху», «с высоты птичьего полета», и каждый раз текучка и отсутствие времени не давали мне довести оценку до конца, к тому же изнутри вроде бы и так понятно, где я и что надо делать. Но, будучи консультантом, я убедился, что такой инструмент нужен и, более того, он прост, не требует много времени и полезен не только внешнему консультанту, но и собственнику/топ-менеджеру. Особенно это полезно компаниям, не имеющим развитой финансовой службы, но желающим быстро понять, есть ли слабые места в финансовом состоянии компании и что можно сделать, чтобы их выправить.

Составление финансового профиля компании поможет ответить на такие вопросы, как:

  • Оптимальна ли структура капитала компании?
  • Можно ли без увеличения финансовых рисков увеличить темпы роста компании? Или, наоборот, надо срочно заняться уменьшением кредитного бремени?
  • Есть ли возможность выплачивать дивиденды? Какие по размеру?
  • Насколько существенен риск остаться без денег (ликвидности)?
  • Насколько компания эффективно управляет оборотным капиталом?
  • Насколько рентабелен бизнес компании и эффективность использования вложенных средств? Имеет смысл его продолжать или, может, лучше переключиться на что-то другое?
  • Сколько вообще стоит на сейчас бизнес? За какие новые проекты стоит браться, а какие только уменьшат стоимость компании?
  • Риски и слабые места нарастают со временем или финансовая ситуация улучшается?

Итак, что это такое?

  • Финансовый профиль представляет собой набор стандартных финансовых аналитических показателей, сгруппированных по разделам для получения общей картины «финансового здоровья» компании.
  • Для удобства анализа, возможности сравнения разных разделов/показателей, визуализации показатели нормализованы от 0 до 1, где 0 — это опасно низкий показатель ниже нижнего предела нормы, а 1 – выше верхнего предела нормы.
  • После построения профиля компания имеет возможность либо обратить внимание на разделы/показатели с низким рейтингом, либо проанализировать динамику изменения разделов /показателей.

Что позволяет увидеть?

  • Выявление диспропорций в структуре:
    - активов и пассивов;
    - доходов и расходов;
    - притоков и оттоков денежных средств.

  • Реализация мер по устранению перекосов.

  • Как результат, переход к «эталонному» балансу/состоянию, который означает:
    - более высокую эффективность ведения бизнеса;
    - более высокую стоимость бизнеса;
    - бОльшую привлекательность для инвестиций.

  • Возможные дальнейшие шаги:
    - выделение наиболее важных показателей для использования в системе управленческого учета компании;
    - формирование сценариев реструктуризации компании с учетом стратегических целей.


Как делается?

  • Для построения профиля достаточно трех базовых финансовых отчетов (ОПУ, ОДДС, Баланс) и некоторых дополнительных показателей.
  • В начале рассчитываются стандартные финансовые показатели.
  • Далее показатели группируются в следующие разделы, составляющие финансовый профиль компании:
    - структура капитала;
    - кредитоспособность;
    - ликвидность;
    - операционная эффективность;
    - рентабельность бизнеса;
    - фин.устойчивость;
    - рост бизнеса;
    - стоимость бизнеса;
    - рыночные показатели.

  • Профиль сопровождается составлением отчета с анализом по разделам и предоставлением рекомендаций.
  • Отчет обсуждается с менеджерами/собственниками.
  • При проведении интервью с менеджерами / собственниками возможна быстрая, гибкая настройка профиля на показатели, более важные (через изменения весов) либо более релевантные (через включение/выключения показателей из профиля) для данной компании.
  • Надежность расчета эквивалентна надежности предоставленных данных. Возможно использование информации только из открытых источников.
  • Возможно обучение для самостоятельного использования финансового профиля для интеграции в систему управленческого учета.

fin_profil_radar.png


В итоге, составление финансового профиля – это не панацея от всех бед, но первый необходимый шаг постановки диагноза финансового состояния компании, дающий массу объективной информации – что делать дальше для улучшения ситуации. Как говорится, «что измеряем, тем и управляем».


soldatov_round.png
Андрей Солдатов, специалист по управлению финансами и улучшению процессов, практик по постановке управленческого учета, финансовых инструментов бюджетирования и прогнозирования, повышения эффективности инвестиций. Если у вас есть вопросы по услуге, записывайтесь на бесплатную рабочую встречу с Андреем Солдатовым: вы расскажете о своей компании и о проблемах и получите ответы на вопросы. Встреча проходит по Skype в формате видеосвязи.
0 комментариев