Чтобы мебельщику понять, куда двигаться дальше в условиях текущей рыночной ситуации, необходим анализ мебельного рынка. Мы собрали в статье самые важные цифры и тренды, определяющие его развитие за последний год. И рассказали, к кому можно обратиться за полноценным исследованием рынка мебели — российского или регионального.
Оставшиеся дома россияне обратили свое внимание на создание комфортных условий для жизни, и спрос на мебель во второй половине 2020 года позволил предприятиям выровнять свои доходы невзирая на потери первого полугодия, когда массово закрывались магазины и торговые центры.
Мебельные салоны весной 2020 года
Объем продаж в целом по индустрии остался практически на том же уровне — по данным АМДПР снижение в 2020 году составило всего 0,4% по сравнению с 2019 годом. При этом доля импорта упала на 7%, а вот экспорт вырос, хоть и ненамного — всего на 1,4% в валюте (около 13% в рублях), в основном, за счет поставок в ближнее зарубежье. Это меньше, чем в предыдущие два года — сказались пандемийные ограничения.
Реальные доходы населения уменьшились, что сказалось на размере среднего чека, который снизился на 20% — потребители уходят в сегмент «Эконом» и «Средний минус». Это подтверждается тем, что мебели в натуральном выражении (в единицах изделий) было выпущено на 15% больше, чем в прошлом году, а в деньгах объем продаж сократился.
Лидеры мебельного рынка прошли пандемийный год более, чем успешно. Например IKEA увеличила выручку на 7%. Мебельная фабрика в Дятьково, являющаяся партнером «Леруа Мерлен», в марте 2021 года заявила о двукратном увеличении мощностей из-за роста количества заказов. У «Ангстрем» вырос экспорт — на 7%. А вот многим небольшим салонам под руководством ИП пришлось уйти с рынка, особенно тем, кто делал ставку на импортную мебель.
Ажиотаж в IKEA в Екатеринбурге после ковидных «каникул»
Пока прогнозы не слишком оптимистичные. Покупательская способность продолжит падать, а стоимость мебели будет расти и дальше из-за подорожания импортных комплектующих. Есть случаи, когда цену на мебель пересматривали буквально на лету: покупатель сегодня заказал по одной цене, а на завтра менеджер с извинениями объявляет другую — на 40% выше.
Минпромторг уже опубликовал первые цифры за 2021 год — рост цен на мебель в первом квартале составил 12%. Причина — подорожание ДСП: внутренней на 23%, а экспортной почти на 50%. Естественно, производителям выгоднее работать на экспорт либо выравнивать цены — делать их для российских фабрик такими же, как для зарубежных. То же самое касается и других плитных материалов.
Однако несмотря ни на что объем продаж мебели увеличится, по разным источникам — от 10% до 20% в 2021 году.
Драйверы роста мебельного рынка:
Ограничения на закупки импортной мебели для государственных корпораций. Теперь в общем объеме закупок доля мебели российского производства должна составлять не менее 75%. Это принесет российским мебельщикам дополнительную выручку — до 45 млрд рублей за год.
Сохраняется повышенный интерес потребителей к комфортному обустройству домашнего пространства.
Активный переход продавцов и покупателей в онлайн. В интернет-магазинах теперь покупают не только дешевые изделий, но мебель стоимостью в несколько сотен тысяч рублей. Чтобы помочь покупателю «рассмотреть» мебель, компании модернизируют сайты: адаптируют площадки под смартфоны, внедряют приложения дополненной реальности и планировщики мебели, размещают видеоролики с обзорами, используют онлайн-консультации. Благодаря этому средний чек покупок мебели в онлайн вырос — с 8700 рублей в 2019 году до 10 700 рублей в начале 2021.
Рост сегмента меблированного жилья — с 2–3% в 2019 до 10–12% в 2021. Причем меблировка квартир и возможность ее включения в ипотеку в новостройках стандарт-класса рассматривается уже на уровне министерства промышленности и торговли РФ.
Застройщик «Аквилон» предлагает полное оснащение квартир мебелью и техникой в своем новом ЖК All Inclusive
Различные маркетинговые агентства продают уже готовые исследования со статистикой и прогнозами по экспорту и импорту, рыночным долям участников рынка, структурой потребления. Можно купить анализ рынка мебельных центров, отдельные исследования по шкафам-купе, кухонным фасадам или стульям — стоимость каждого материала исчисляется десятками тысяч рублей.
Если раньше исследования заказывал только крупный мебельный бизнес, то сейчас такими услугами все чаще интересуются средние и малые мебельные предприятия. Причин тому несколько:
Растущая конкуренция
Резкие изменения на рынке, спровоцированные кризисами, скачками валюты, пандемией
Модернизация мебельного бизнеса. Многие фабрики начинали работу еще в 90-е, и чтобы выжить, им нужно меняться.
Цифровизация. Большое количество открытых источников в интернете позволяет сокращать затраты на исследования.
При выборе агентства для проведения исследований ориентируйтесь на его специализацию. Например компания «Медиаскоп» занимается медиа-измерениями и мониторингом рекламы, а компания Mix Research предлагает услуги по анализу продуктового и DIY ритейла, рынков FMCG.
Мы рекомендуем проверенного партнера — компанию «Экспресс-Обзор». Генеральный директор, Светлана Федорова — специалист в области маркетинговых исследований, данных статистики и методов обработки данных. «Экспресс-Обзор» проводит исследования уже больше 15 лет и входит в десятку лидеров маркетинговых компаний (согласно рейтинга РБК). Первым исследованием компании было именно мебельное. Здесь можно купить одно из 14 готовых регулярных исследований мебельного рынка или запросить индивидуальную информацию — в компании огромное количество данных по мебели: производству, импорту, экспорту, продажам.
Если у вас уже есть данные по рынку и понимание актуальных тенденций, обращайтесь в Радмиле Кирьяковой — эксперту компании «МИР», мебельному маркетологу-практику. Записывайтесь на бесплатную рабочую встречу, чтобы получить первые рекомендации по увеличению трафика покупателей.
Получите подарок за подписку – книгу «145 советов мебельщику», сборник рекомендаций из нашей практики в продажах, маркетинге, управлении персоналом и других областей.
Книга будет выслана автоматическим письмом на ваш e-mail.