Мотивация – такое известное и популярное понятие. И достаточно ёмкое. В любой области жизни для каждого человека есть мотивирующие факторы, которые побуждают его к тому или иному действию. В этой небольшой статье я хочу поговорить про материальную систему мотивации в бизнесе, как внешний стимул к качественной работе сотрудника отдела розничных продаж.
Часто, общаясь с руководителями и собственниками мебельных компаний, я вижу, что в отделах розничных продаж система мотивации построена с применением процентов от оборота, а точки KPI (ключевые показатели эффективности) практически не используются.
КPI – это числовые показатели деятельности, они являются одним из важнейших инструментов для измерения степени достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативности и эффективности.
Чем хороша такая система для сотрудника: она позволяет ему видеть, к каким показателям в работе надо стремиться, чего достичь. По сути, она стимулирует к достижению результата.
Основные ошибки, которые допускают руководители при работе с системой мотивации:
- Берут те точки kpi, на которые сотрудник не может повлиять.
-
Неправильно рассчитывают бонусы или планы на входе, и когда видят, что сотрудники могут заработать больше, меняют систему мотивации задним числом или не доплачивают, несмотря на введенную систему.
-
Точек kpi очень много, и их сложно посчитать.
Эти ошибки приводят к тому, что сотрудники демотивируются в работе и не приносят желаемого результата.
Как быстро и качественно разработать систему с точками kpi? Какие факторы самые важные и значимые? Давайте разберем их:
- Все точки должны быть легко измеримы, чтобы сам сотрудник мог их посчитать.
-
Для продавцов их должно быть не очень много, в идеале 3-5.
-
Точки kpi должны соответствовать ближайшим целям развития компании.
-
Новую систему мотивации для действующего отдела продаж необходимо вводить, сообщая о ней заранее, не в текущем месяце. Лучше всего организовать собрание, на котором следует рассказать подробно обо всех точках kpi, показать новые возможности заработка и ответить на вопросы сотрудников, сняв таким образом возражения.
-
Систему мотивации необходимо менять в зависимости от целей, планов компании и ситуации на рынке.
Давайте, к примеру, рассмотрим систему мотивации для продавцов-дизайнеров. Функции продавцов: работа с клиентами в салоне с целью продаж кухонной мебели среднего ценового сегмента 170 000 руб.
- Определим сначала действия, которые продавцы должны выполнять для достижения цели. Каждое из действий продавца должно быть само по себе целевое:
- сбор лидов от потенциальных клиентов (лид – это телефон клиента);
- составление дизайн-проектов клиентам (можно также считать выезд замерщика);
- и основная цель – заключение договоров с клиентами.
- Смотрим по рынку средний выход в день в вашем регионе – это будет фиксированная часть мотивации. Определяем бонусную часть, которую будем делить по значимости на точки KPI.
-
Также рассчитываем общий план продаж на салон и на каждого продавца, и рассчитываем, какой процент мы будем платить продавцу за выполнение личного плана. Также платим дополнительный процент за выполнение плана всеми продавцами салона для их мотивации к командной работе.
Пример расчета мотивации на 1 продавца с точками KPI для салона, продающего кухонную мебель со средним чеком 170 000 руб., стрит-ритейл. Канал трафика клиентов – визит в салон.
Составляющие системы мотивации: точки KPI, % и фикс.
|
Воронка с показателями конверсии, % от продаж.
Трафик и показатели конверсии рассчитаны на основании опыта замера салонов розницы по технологии Traffic Meter.
|
Показатели в суммах.
Бонусная часть за выполнение показателей KPI – 13 000 (на 1 продавца). Делим ее на 3 показателя KPI по значимости.
|
Сбор лидов от потенциальных клиентов.
(Для измерения этой точки необходим подсчет общего трафика клиентов в месяц)
|
Средний трафик на 1 продавца – 30 человек в месяц.
Конверсия 70%, то есть 21 лид в месяц.
|
2000
|
Конверсия от лида в дизайн-проект/замер
|
Конверсия 60%, 12 дизайн проектов
|
4000
|
Конверсия в договор от дизайн-проектов
|
Конверсия 33%, 4 договора
|
7000
|
Процент за выполнение личного плана план 650 000 руб.
|
4%
|
26 000
|
Процент за выполнение плана магазином (3 чел.)
|
1%
|
6500
|
Ставка в день
|
|
750
|
Итого при выполнении всех показателей максимальный заработок 1 продавца составляет: 750 * 15 рабочих дней + 13000+26000 (при выполнении плана 650 000 одного продавца ) + 6500 (выполнение плана всеми продавцами) = 56 750 руб.
В данной таблице я привела один пример, однако реальные цифры будут зависеть от многих факторов: региона, трафика клиентов салона, плановых показателей, сегмента товара, количества продавцов на точке и других. Все показатели рассчитываются индивидуально для каждой компании и для каждого салона.
Вы всегда можете обратиться ко мне с этой задачей: я помогу вам определить и рассчитать основные целевые показатели, которых надо достичь, и мы сможем создать привлекательную систему мотивации для ваших продавцов, которая будет стимулом для увеличения продаж. А вы сможете оценить уровень работы своих сотрудников и определить их точки роста и развития.
Записывайтесь на первую бесплатную рабочую встречу, она бесплатна! Отправьте ваши данные, и мы оперативно свяжемся с вами, чтобы согласовать дату и время.